П
Р
О
Ф
Б
Ю
Р
О


Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
Я

 

С

А

М

О

С

П

А

С

Е

Н

И

Я

 

О некоторых причинах, почему ты стал безработным

 

Ты знаешь, как в государственной службой занятости проводят мероприятия по активной политике содействия занятости? И ты все еще надеешься на их помощь?

1.Социально-экономическая и социокультурная характеристика ситуации в России, основные проблемы в сфере занятости населения

Ныне не подлежат сомнению, что в ближайшие годы рост безработицы неизбежно будет сопровождать разразившийся международный экономический кризис захвативший и государственные структуры и системы России. Безработицу в современной России нельзя отнести целиком к циклической (вызванной спадом в хозяйственной жизни), структурной (вызвано:) несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест) или фрикционной (связанной с объективно необходимым движением рабочей силы). Причина безработицы отнюдь не в том, что народному хозяйству страны не нужны рабочие руки. В России все еще имеется неудовлетворительный спрос на самые необходимые товары, и спад не является следствием перепроизводства. Проводимые "силовыми методами"" структурные преобразования действительно вызывают значительное сокращение рабочих мест, в то же время имеется почти неограниченная возможность создания новых рабочих мест в новых секторах хозяйства.

Государство тратит немалые средства на трудоустройство высвобождаемых работников и выпускников учебных заведений, не нашедших спроса на рынке трудовых ресурсов. Однако вложение средств в искусственное создание рабочих мест не может быть эффективным - рабочие места, существование которых не вызвано экономической целесообразностью, "умирают" столь же быстро, как я создаются. Основная задача управления занятостью в современной России - соорганизовать процессы движения трудовых ресурсов с процессами структурных изменений в хозяйственной системе таким образом, чтобы минимизировать численность безработных граждан и уменьшить сроки вынужденной не занятости. К процессам движения трудовых ресурсов относятся пополнение трудовых ресурсов оканчивающей учебные заведения молодежью, высвобождение кадров, трудоустройство в форме найма или самозанятости и естественная убыль трудовых ресурсов вследствие смертности, инвалидизации, ухода на пенсию. Первые два из них пополняют рынок свободной рабочей силой и способствуют росту безработицы, два последних способствуют ослаблению напряженности на рынке труда. Баланс этих процессов может быть достигнут только в случае соответствия высвобождаемых кадров и выпускников учебных заведений требованиям работодателей в социокультурном (в частности, профессиональном), психологическом отношениях и готовности их к активному поиску работы.

Современные условия России коренным образом отличаются как от условий, существовавших несколько лет назад, когда складывались ментальность, идеология и профессиональная структура большей часта населения трудоспособного возраста, так и от условий, известных странам Запада или Дальнего Востока. Та часть хозяйственной системы России, которая унаследована от прошлого и включает наиболее емкие в кадровом отношении предприятия, была построена по принципу жесткой функционализации хозяйственных единиц, предусматривающей столь же жесткие взаимосвязи между ними. Каждое предприятие "советского"" типа может предложить для обмена или потребления не законченный товар, а лишь некий полуфабрикат - либо способно осуществлять лишь "сборку" готового к употреблению товара из полуфабрикатов. При этом упомянутый полуфабрикат не является рыночным товаром, поскольку имеет единственного (или немногих) возможного потребителя - то предприятие, которое займется его дальнейшей переработкой или иным употреблением. Каждое такое предприятие есть, по существу, участок, в лучшем случае - цех "нормального" предприятия, а последнее порой насчитывает десятки и даже сотни функционализированных производственных единиц, именуемых заводами, конструкторскими бюро и т.п. Подобная ситуация наиболее характерна для наиболее развитых отраслей народного хозяйства: машиностроения, относящегося к военно - промышленному комплексу, химической и нефтехимической промышленности.

В этих условиях далеко не каждое предприятие вообще может стать субъектом рыночных отношений (по крайней мере, по значительной части возможной номенклатуры его продукции). При этом технологическая инерционность, отсутствие на большинстве заводов современных автоматизированных систем конструирования, проектирования, подготовки производства, перестраиваемых технологических комплексов, отсутствие навыков эффективного использования имеющихся приводят к тому, что многие предприятия не имеют возможности изменить номенклатуру продукции и перейти от "полуфабрикатного" к товарному производству. Термин "товарная продукция" по отношению к таким предприятиям - не более чем условность, ибо "товар" не может стать объектом рыночного обращения. Неизбежным следствием становится прекращение функционирования подобных производственных единиц и массовое высвобождение работников.

Особенно сложные условия сложились на предприятиях военно - промышленного комплекса, обладающих уникальными специализированными технологическими комплексами, абсолютно непригодными для каких-либо технологических изменений - и столь же узко (хотя и на очень высоком уровне) подготовленными кадрами. Перемена профессии для работников таких предприятий психологически почти невозможна, а ситуация потери работы, в недавнем прошлом самой престижной, устойчивой и высокооплачиваемой, вызывает состояние психологического шока.

Тяжелое положение сложилось также в агропромышленном комплексе, где разрушение вертикальных связей нерациональной приватизацией хозяйств, а также отсутствие квалифицированного менеджмента (в особенности, в вопросах стратегического характера привели к стремлению каждого игрока производственной структуры (например, в животноводстве - кормопроизводителей, репродукторов молодняка, откормочных хозяйств, перерабатывающих предприятий) “оттянуть” на себя максимальную долю обшей прибыли, возможной по всей вертикали от начальных звеньев до конечного потребителя - населения. Как следствие, наблюдаются искусственное увеличение планируемой рентабельности в каждом звене, завышение цен при передаче продукции из одного элемента производственной вертикали в другой, затем рост цены конечного продукта за пределы платежеспособного спроса населения и, в итоге, коллапс всей системы сельскохозяйственного производства. При этом действуют и негативные факторы, общие для всей хозяйственной системы, такие как рост цен на энергию и энергоносители, нерациональное налогообложение и др. Для крупных предприятий агропромышленного комплекса характерна та же узкая специализация, неспособность к перестройке технологии на новые виды товаров, как и для оборонных предприятий.

Итак, далеко не всегда существующие предприятия обладают достаточной технологической гибкостью, чтобы превратиться из функционализированного производственного участка в полноценное предприятие. Там, где это возможно, возможно и возникновение достаточно сильных "ростков" рыночного хозяйствования, подкрепленных материально - производственной базой, человеческим потенциалом и опытом работы. В остальных случаях развитие рыночных отношений возможно лишь с появлением новых субъектов рынка - прежде всего, предприятий малого и среднего бизнеса. Это предъявляет специфические требования к кадрам, которые могут найти устойчивые рабочие места только на предприятиях, уверенно "вписавшихся" в рынок. Однако требования работодателей к профессиональным и (даже в большей степени) личностным характеристикам работников на таких предприятиях, как правило, значительно отличаются от требований, предъявлявшихся в прошлом на государственных предприятиях. Это значительно осложняет решение проблем занятости.

Личностные и профессиональные характеристики граждан, составляющих сегодня невостребованный трудовой ресурс, сложились под влиянием общей социокультурной ситуации в стране.

Социокультурная ситуация современной России уникальна. Ее профессиональное исследование до сих пор не выполнено, однако отдельные нормы можно описать. В России сложился странный комплекс эгалитарности и элитарности, разобщения и коллективизма, миссионерства и стяжательства, иждивенчества и стремления к самостоятельности, национального самомнения, доходящего до шовинизма, и комплекса национальной неполноценности, заставляющего просить помощи то с Запада, то с Востока; практической легкомысленности и глубины гуманитарной культуры, работоспособности и лени, выдающихся научных достижений и технологической беспомощности и т.д.

Среди норм, заслуживающих первоочередного внимания в связи с проблемой занятости, отметим внефункциональность социальных оценок (человек хорош или плох не в связи с результатами его труда, а по принципу “свой” - "не свой", при очень широком и расплывчатом толковании, кто есть "свой". Это имеет двоякие последствия в сфере занятости: с одной стороны, в общественном мнении может оказаться, что человек, прозябающий на государственном предприятии, выполняя ненужную работу за мизерную зарплату, оказывается “своим”" в гораздо большей степени, чем преуспевающий коммерсант, обеспечивший поставки в город дефицитных товаров за приемлемую цену - это обязательно повлияет на выбор желаемых направлений трудоустройства незанятыми гражданами. С другой стороны, во многих случаях при найме скорее возьмут человека, имеющего признаки "своего", чем квалифицированного работника. Как следствие, гражданин, стремящийся получить работу у конкретного работодателя, должен уметь представить себя как потенциального "своего", удовлетворяя тем самым то требование работодателя, которое может оказаться наиболее весомым. Требование "быть своим" имело не меньшее (если не большее) значение и в предыдущие годы, однако содержание понятия "свой" в рыночном секторе сильно изменилось, а тот факт, что содержание этого понятия никак не формулируется, не дает возможности какой-либо конкретной подготовки по данному направлению. Очевидно, что решением проблемы может быть только психологическая гибкость претендента на рабочее место, умение ориентироваться в ситуации и изменять свое поведение, однако, именно эти качества являются у незанятых граждан наименее развитыми.

В числе наиболее распространенных следует отметить сложившуюся десятилетиями норму имитации деятельности (работа не "на результат", а "на отчетный показатель"). Очевидно, что в рыночном секторе работники - имитаторы не могут быть востребованы.

Огромное значение имеет укоренившаяся (возможно, первоначально на религиозных основаниях) точка зрения, что мир изначально совершенен, и все, что мешает ему "быть хорошим", есть результат не недостатков созидающей деятельности, а происков "темных сил" (эту роль на разных этапах отечественной истории играли дьявол, бояре, самодержец, кулаки, вредители, космополиты, диссиденты, неформалы, демократы, партократы, номенклатура, враги реформ и др.), а поэтому главная задача состоит не в том, чтобы что-то создать, а в том, чтобы бороться с “темными силами” и разрушать созданное ими (если таковое обнаруживается, так как "темные силы" действуют в той же традиции). Из этой нормы вытекает агрессивность большинства безработных граждан, предпочитающих искать не работу, а виновников собственной незанятости среди государственных служащих, работодателей, требовать их ответственности за собственные неудачи и т. п. - подобное поведение нельзя считать конструктивным для решения вопросов трудоустройства.

Из иных характеристик социокультурной ситуации можно назвать отсутствие культуры целеполагания и связанное с этим отсутствие навыков планирования карьеры (что имеет значение для высвобождаемых ИТР и выпускников вузов и техникумов) и, наконец, веками присутствующую в российской ментальности надежду на некие "добрые силы" (ныне - в лице Бога, Президента или западного инвестора), которые без нашей собственной активности "спасут" нас - эта особенность связана и с религиозным сознанием, и с исторически сложившимся приматом государства над личностью в массовом сознании. Из этой особенности сознания проистекает позиция социального иждивенчества, проявляющаяся, в частности, в том, что социально пассивной личностью служба занятости воспринимается не как помощник в трудоустройстве, а как патронажный орган, который может и должен найти подходящую работу любому человеку в любой ситуации, ничего не требуя от самого человека.

Для российского общества, в котором в течение продолжительного периода безработица официально не признавалась, а распределение трудовых ресурсов с целью поддержания полной занятости происходило в административном порядке, данная проблема является относительно новой. Вместе с тем это не снижает ее остроты. В России достаточно низкий уровень официально зарегистрированной безработицы. В 2007 году он в среднем составил около 2,8 % от экономически-активного населения. Однако, по мнению большинства исследователей, этот показатель не отражает действительного состояния рынка труда. Для получения более достоверной "картины" российской безработицы необходимо, во-первых, использовать ее уровень, рассчитанный по методологии МОТ - в конце 2007 года он был равен 7,6 % от экономически активного населения. Во-вторых, учитывать продолжительность и типологию безработицы. С этих позиций российская безработица характеризуется преобладанием структурного типа, значительным распространением очаговой, а также длительной безработицы, что в свою очередь обусловливает специфику мер, направленных на борьбу с ней. И государство как может борется с ней. Так в областном департаменте по трудоустройству работают порядка 400 сотрудников со средним окладом в 15000 рублей. Судя по отчетам за 2008 год в Костромской области зарегистрировано 46,3 тысячи человек получивших статус безработного. За этот же отчетный период было трудоустроено 43 человека!!! Остальное можете домыслить сами.

Из вышеизложенного ясно, что социокультурные и порождаемые ими социально - психологические характеристики ситуации создают массу трудностей для решения проблемы занятости нетрадиционными для нашей страны путями, т.е. когда нет "теплых мест" на устойчивых, гарантирующих относительную сытость своим работникам предприятиях, и вопрос о сытости и преуспевании каждого становится, главным образом, вопросом его собственной активности - при поддержке (но не патронаже) государства в лице службы занятости.

К общим (экономическим, социальным, социокультурным, социально - психологическим) характеристикам ситуации добавляются личностные проблемы незанятых граждан. Если раньше "работа искала человека", то теперь он сам должен искать ее. Но далеко не все готовы к этому. Неопределенность, нестабильность социально - экономической жизни приводит к появлению внутреннего дискомфорта, эмоциональной неустойчивости, разочарования, усиливающегося равнодушия и потери самоуважения, неуверенности в завтрашнем дне, ощущения несостоятельности своих запросов, элементарной зависимости и неспособности самостоятельно и осознанно принимать решения. Ориентация на жизнь "как все" приводит безработных к различным стрессам, соматическим болезням, растерянности и аффективным состояниям. Сегодня некоторые специалисты отмечают, что у безработных все чаще проявляются признаки психологических и психиатрических нарушений, синдром "преждевременного беспокойства". Многие находятся в затяжной депрессии. Очень часто это связано именно с потерей работы. Указанные состояния могут плохо отражаться на семейных отношениях, что, в свою очередь, способствует обострению патологических состояний. Особенно уязвимо молодое поколение. Трудности, связанные с получением первой работы, способствуют тому, что молодежь ожесточается и отдаляется от близких, друзей, общества.

По мнению немецких специалистов по безработице Ф.-Т. Готвальда и В. Ховальда, значительная часть людей страдает сегодня от распространения стереотипов мышления и поведения, характерных для "проигравших"" и в значительной степени отличающихся от мышления и поведения "победителей". Последние даже в затруднительных ситуациях не теряют веру в себя, так глубоко верят в свои способности, в правоту избранного образа жизни. Побеждает тот, кто не теряет времени, сознательно живет в настоящем, не чувствует себя связанным ни грузом прошлого, ни неопределенностью будущего. Важнейшим качеством, необходимым для успеха - в том числе, для успешного трудоустройства в критической социально-экономической ситуации - является мотивация к достижению. Именно это качество оказывается утерянным лицами, долгое время находящимися без работы.

Таким образом, основными проблемами в сфере занятости в настоящее время являются;

·       противоречие между развивающейся рыночной структурой хозяйственных отношений и узкой функционализацией, отсутствием технологической и кадровой гибкости наиболее емких в кадровом отношении предприятий, что приводит к свертыванию деятельности этих предприятий и массовому высвобождению кадров,

·       противоречие между требованиями работодателей, успешно "вписавшихся" в рыночные отношения, к наемным работникам и теми личностными и профессиональными качествами значительной части граждан, которые сформировались под влиянием общей социально - экономической и социокультурной ситуации в стране,

·       противоречие между необходимостью для каждого гражданина активно участвовать в обеспечении собственной занятости и личностными особенностями граждан, занимающих позицию социального иждивенчества.

Не только существующие, но и прогнозируемые на ближайшее будущее проблемы занятости следует связывать, во многом, с психологической и культурной (в частности, профессиональной) неподготовленностью значительной части населения к вступлению в хозяйственные отношения нового типа.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что одной из важнейших предпосылок решения проблем занятости в современной России является обеспечение социокультурной и социально-психологической адаптации незанятого населения к жизни и деятельности в условиях рынка трудовых ресурсов. Необходимость концентрации усилий отдельных граждан в общественных структурах и некоммерческих организациях на разработке модели адаптации и поддержки незанятого населения, в основу которой были бы положены не принципы иждивенчества, а развивающей помощи. Именно такой адаптацией и занимается АНО «Армия самоспасения».

 

2. Как проходит осознание невостребованности и

адаптация безработных к жизни

и деятельности в условиях рынка труда

 

Назначение социально-психологической адаптации состоит в том, чтобы выработать у безработных граждан (далее - рекруту) личностные качества, необходимые для трудоустройства в форме найма или самозанятости.

К требуемым личностным качествам относятся, например, способность понимать жизненные ситуации и адекватно на них реагировать, не впадая в состояния паники или апатии, умение изменять свое поведение в соответствии с ситуациями, навыки самоопределения, стойкая мотивация к достижению и др., а также некоторые “технические” навыки, например, умение заинтересовать работодателя предложением своего труда и т.п.

Понятие психологической адаптации, проводимой специалистами «Армии самоспасения», предполагает освоение комплексной программы, позволяющей рекруту осознать свое место в мире, ставить реальные жизненные цели и добиваться их достижения. Для безработного гражданина, не находящего спроса на свой труд, это, прежде всего, означает определение желаемой и возможной сферы деятельности и путей проникновения в эту сферу в реальных условиях.

В качестве результатов адаптации могут быть названы:

·                 психологическая зрелость;

·                 умение строить общение (коммуникативная компетентность);

·                 навыки самоопределения;

·                 мотивация к достижению;

·                 навыки саморегуляции;

·                 владение основами общеэкономических и правовых знаний, необходимых для понимания современной ситуации в стране и, следовательно, исключения психологического напряжения, страха за будущее, возникающего при непонимании;

·                 умение получать, систематизировать, интерпретировать информацию о состоянии рынка труда, требованиях работодателей и т.д. - и использовать ее для собственного трудоустройства и другие.

Конкретные цели личностной адаптации определяются индивидуально каждым безработным, действующим совместно с опытным психологом - профконсультантом, на основе результатов самоопределения и диагностики. Целеопределение опирается, в первую очередь, на анализ и формирование мотивационной сферы клиента.

Основаниями для постановки конкретных целей и задач адаптации являются следующие положения.

Как известно, мотивы являются важнейшим компонентом психологической структуры деятельности человека. Мотив есть необходимый компонент процесса, ведущего человека к осуществлению реального целенаправленного действия. Более того, по мнению ведущих ученых, мотивы поведения людей, сформированные соответствующим образом, оказываются основным фактором повышения их психологической устойчивости для деятельности в нестабильных ситуациях. Психологическая устойчивость личности предполагает сохранение в трудных ситуациях ее психических процессов и состояний, которые позволяют действовать осмысленно и целеустремленно. Анализ выявляет сложную структуру детерминации жизнедеятельности человека:

- диалектика внешних и внутренних побуждений;

- диалектика сознательного и бессознательного;

- природные (органические, или биологические) потребности,

- потребности, обусловленные специфическими социальными факторами;

- динамические и содержательные аспекты мотивации и т.д. С этих позиций необходимо изучение мотивационной сферы личности безработного (его потребностей, интересов, целей, влечений, стремлений, желаний, установок, идеалов, эмоций, воли, роли бессознательного и т.п.), что позволит составить самому безработному гармоничный баланс критериев для наиболее адекватного выбора в профессиональной среде.

Существенной характеристикой понятия "мотив" признается трактовка его как внутреннего импульса, психофизиологического образования, непосредственно побуждающего индивида к реализации конкретного действия или бездействия, физического или духовного.

Понятие "мотивация" рассматривается гораздо шире, в применении к более широкой сфере активности (деятельности, поведения). Мотивация трактуется как процесс побуждения и как его результат, и как совокупность факторов, детерминирующих активность на разных уровнях в разные временные рамки сообразно окружающей социально-экономической среде.

В процесс мотивации вмешивается сознание: осмысливаются влечения и эмоции, осознаются ценности, стремления, глубинные потребности, волевые проявления - как сознательный выбор решения для конкретной ситуации действия. Важно понимать, что смыслообразование порождает новую мотивацию: каков смысл деятельности, таков и мотив. Осознание своих мотивов может иметь двоякое следствие: появление Целей-мотивов, когда новая внешняя мотивация совпадает с уже имеющимся внутренним мотивом и принимается субъектом, не меняя общую направленность его действий, и возникновение целей-антимотивов, когда мотивация внешняя и внутренняя не совпадают, противоречат друг другу, и активность субъекта будет направлена на подавление одной и реализацию другой мотивации, что наблюдается в среде безработных.

Трудности этого конфликта - следствие недостаточной включенности человека в свою общественную среду, недостаточное освоение общества как своего, результат нравственной незрелости, инфантильной позиции потребителя, позиции "Я за бортом жизни", а не участника общественных процессов.

Цель-мотив быстрого трудоустройства характерна для лиц, осознавших свои потребности, реально воспринимающих свое "Я" и окружающую действительность, склонных к компромиссам, умеющих нести ответственность за свои решения и поступки, честно воспринимающих себя и не играющих в "прятки"" с окружающими их людьми. Этот тип личности реже встречается среди безработных. Чаще встречается тип личности, не умеющий без внутреннего конфликта понять свои трудности, определить цели деятельности, тем самым человек вводит себя в состояние страха, провоцирует затяжной стресс. В конечном итоге это приводит к формированию целей - антимотивов, уклонению от активной деятельности по принципу “посижу и подожду - авось, что переменится"", не подозревая, какой ущерб они наносят этим своему психическому здоровью.

От пережитого неуспеха рождается чувство личностного неудовлетворения, эмоционального неблагополучия, происходит рассогласование между результатом деятельности человека и уровнем его притязаний, отчего самооценка либо падает, либо резко возрастает, дабы поддержать самоуважение, и появляется упорное нежелание снизить ее уровень (проявление защитного механизма), настойчивое стремление к самоутверждению, складывается неадекватное отношение к действительности, так называемый аффект неадекватности.

Поведение, поиск работы носят характер нервозности. Ситуация воспринимается с позиций "НЕ": "не понимают", "не хотят", " не берут", "не устраивает" и т.д.

Неуспех для безработного воспринимается трагедией, накладывая разрушительный отпечаток на его личность, семейные отношения, дружеские связи и т.д. И уже без помощи специалистов различного профиля выйти из этой ситуации нелегко.

Рождается сделка с совестью: быть безработным становится выгодно, так как еще несовершенны экономические и финансовые рычаги, основная масса принимает позицию "ребенка", которому "все должны", потому что он несчастный. Это позиция людей, живущих под чужую ответственность, ждущих заботы о себе, а не от себя - в конечном счете, нетворческая, безынициативная, пассивно-потребительская позиция. Создается изначально конфликтная ситуация между безработным и специалистами службы занятости. Начинается игра, бесплодное манипулирование временем, средствами, психическим здоровьем друг друга.

Поэтому нравственный аспект ориентации субъекта - один из самых главных, определяющий моральный выбор мотива действия безработного

Движущей силой самораскрытия личности является наличие мотивационного противоречия между тенденцией к активности (т.е. потребность работать, самореализововаться, получать вознаграждение за свой труд) и возможностями ее реализации - конкретными требованиями рабочего места (вакансии).

Неразрешение этого противоречия ведет к вышеперечисленным ситуациям, внутренним конфликтам.

Из сказанного выше следует, что основными задачами адаптации для каждого клиента являются анализ мотивационной сферы, формулирование и разрешение мотивационного противоречия. Этот процесс должен быть направлен на формирование цели - мотива быстрого трудоустройства и подавление цели - антимотива.

В качестве промежуточных, но необходимых задач рассматривается достижение таких личностных и “технологических"" результатов, как психологическая зрелость, коммуникативной компетентность, навыки самоопределения и др.

Освоение умения получать, систематизировать, интерпретировать и использовать для собственного трудоустройства информацию о состоянии рынка труда и требованиях работодателей - задача, строго говоря, выходящая за пределы социально-психологической адаптации и выполняемая путем научения. Однако она должна решаться совместно с задачами социально- психологической адаптации, образуя вместе с ними логически законченный комплекс, приводящий клиента к практическому завершению адаптационной работы - трудоустройству.

 

3. О существующих средствах и методах адаптации

безработных к жизни и деятельности

в условиях рынка труда.

 

К средствам адаптации относятся информационные ресурсы, средства личностной и профессиональной диагностики, педагогики, психотерапии.

Методы адаптации, проводимые «Армией самоспасения» в рамках активной политики содействия занятости населения, включают в себя психологическое тестирование и другие методы личностной и профессиональной диагностики, индивидуальные собеседования, лекции, консультации, деловые игры, в частности, моделирующие ситуацию найма, различные формы индивидуальной и групповой работы, применяемые в педагогической и психотерапевтической практике. Наряду с методами, применяемыми в широком круге педагогических и психолого-психотерапевтических задач, существуют методы, специфические для адаптации безработных граждан. К их числу относятся следующие.

Важнейший метод работы с безработными гражданами - помощь в составлении ими индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы (ЛПП). Одна из функций проектов ЛПП в процессе адаптации состоит в том, что они позволяют структурировать цели. Составление проекта включает осознание мотивов, определение целей и собственно разработку проекта. Необходимыми условиями разработки являются передача консультантом безработному набора способов действия и принятие безработным личной ответственности за решения, определяющие его судьбу. Оба условия должны быть выполнены в процессе адаптации, так как способность брать на себя ответственность в исходном состоянии безработного перед адаптацией, как правило, отсутствует.

Цели и проекты ЛПП позволяют мотивации найти социальное преломление, они помогают безработному интегрироваться в профессиональную социальную группу.

Важнейший момент адаптации (в частности, связанный и с разработкой проекта ЛПП) - осмысление жизненного опыта безработного гражданина. Опыт является одним из источников эволюции мотивации, его осмысление помогает понять, почему мотивация изменяется, уменьшается и исчезает. Но, с другой стороны, мотивация изменяет восприятие и осмысление опыта; необходимо иметь в виду, что то или иное видение своей жизни (вплоть до отбора вспоминаемых фактов) может настолько сильно зависеть от преобладающих в данный момент мотивов, что в начале и в конце работы с клиентом приходится иметь дело как бы с разными людьми, прожившими совершенно разную жизнь. Помочь рекруту "раскрыться", увидеть в своем прошлом не только негативное (как бы обусловливающее и оправдывающее нынешнее состояние), но и позитивное, нацеливающее на активную жизненную позицию - задача психолога, ведущего процесс адаптации. Возрождение самоуважения у рекрута - это первый шаг на пути к его успеху, возвращению в активную трудовую жизнь.

Поэтому для рекрута необходимо, в первую очередь, освоение способов познания себя, научиться не бояться себя и полюбить себя такого, какой "Я" есть, научиться позитивно воспринимать действительность, находить приемлемый и достойный выход из сложных жизненных ситуаций - все это входит в понятие "снова научиться жить".

Наиболее эффективный способ воздействия на безработного - формировать мотивацию каждого через мнение группы, так как группа выступает в роли посредника, своеобразного связующего звена между личной мотивацией и потребностями социума. Работа в группе используется как средство "знакомства" рекрута с собой через зеркальное отражение от другого, как инструмент для создания и воссоздания динамических связей, организации оперативной психологической взаимопомощи под наблюдением психолога. Занятия в группе воспитывают коммуникативную компетентность и тренируют поведение в ситуации "здесь и теперь".

4. Структура адаптационной программы

Общая структура программы может быть представлена следующим образом: самопознание - вербализация процессов, осознанных безработным, генерализация и выработка концепции - проектирование личной профессиональной перспективы планирование действий - тренинг выполнения действий.

На начальном этапе адаптации запрос на самопознание безработного преобладает над запросом на профессиональное самоопределение. Сначала идет накопление знаний о себе, потом об окружающем мире и о себе в окружающем мире. Поэтому в начальной фазе адаптационной программы технология поиска работы отходит на второй план. Первичен запрос: "Кто я такой? Каков мой резерв?"

На данном этапе необходима индивидуальная и групповая работа с безработными гражданами по следующим направлениям:

· укрепление уверенности в себе, помощь в поиске и оценке сильных сторон личности,

· формирование мотивации к достижению,

· формирование умения строить общение,

· освоение способов поведения в ситуации "здесь и теперь",

· приобретение навыков самоопределения,

· выработка позитивного отношения к возможности трудоустройства и готовности изменить свою ситуацию.

Следующий этап - профессиональное самоопределение и обучение методам поиска работы.

Важно в минимальный промежуток времени предоставить рекруту максимум детальной информации о путях, которые перед ним открыты, оказать помощь в составлении плана действий, которые приведут к трудоустройству, большое значение имеет практическая отработка в процессе проведения занятий знаний и навыков поиска работы.

В настоящее время существуют рекомендации Федеральной службы занятости России по проведению мероприятий с безработными, включающих элементы социально-психологической адаптации. Ближе всего по целям и задачам к рассматриваемому случаю программы "Бюро найма «Шабашка»" и "Стрела времени".

"Бюро найма «Шабашка»" (далее - ПрофБюро) осуществляет обучение рекрутов методам самостоятельного поиска работы, оказывают им практическую помощь в применении полученных знаний и навыков, составлении индивидуальных планов поиска работы, создают условия для реализации этих планов, в том числе, осуществляют информационное обеспечение поиска работы. ПрофБюро решает непосредственно задачу социально-психологической адаптации безработных граждан к условиям рынка труда, способствуют раскрепощению рекрутов, укреплению уверенности в себе и повышению мотивации к трудоустройству. Происходит обучение общению, выработка коммуникативной компетентности как личностного качества. В рамках процесса, реализуемого бюро, находятся такие важнейшие задачи, как формирование психологической зрелости и навыков саморегуляции, жизненного и профессионального самоопределения. Ставится задача понимания реальности, в связи с чем ведется информирования рекрутов по правовым и экономическим вопросам.

"Бюро найма «Шабашка»" явится тем местом, где осуществляются контакты безработных друг с другом, с психологами и психотерапевтами, профконсультантами и другими специалистами, участвующими в адаптации. В ПрофБюро проводятся тестирование и собеседования, встречи с предпринимателями, представителями городской администрации и службы занятости, лекции и консультации, тренинги, иные формы групповой и индивидуальной работы, включая описанные в предыдущих разделах настоящей концепции. ПрофБюро организует неформальное общение безработных для снятия стрессов, вызванных проблемами трудоустройства, взаимной моральной поддержки, организации культурных программ. На базе ПрофБюро могут также создаваться организации для взаимной материальной поддержки: кассы взаимопомощи, кредитные товарищества и т.п.

Членом ПрофБюро может быть любом совершеннолетний гражданин, не имеющий работы или находящийся под угрозой ее потери, независимо от наличия официального статуса безработного. Основной состав членов ПрофБюро формируется из числа лиц, имеющих статус безработного. В ПрофБюро направляются, преимущественно, безработные граждане, трудоустройство которых вызывает затруднения, вследствие чего признается целесообразной ориентация их на самозанятость в форме предпринимательства или самостоятельный поиск работы по найму. Их участие в адаптационных программах оплачивается из средств Фонда адаптации. Другие члены ПрофБюро оплачивают адаптационные мероприятия самостоятельно.

Массовые мероприятия ПрофБюро (встречи с представителями администрации, службы занятости, публичные лекции по вопросам занятости, не являющиеся элементами специальных лекционных циклов) открыты для всех граждан, не имеющих работы или находящихся под угрозой ее потери, независимо от наличия официального статуса безработного.

ПрофБюро открыто для всех лиц, не имеющих работу или находящихся под угрозой ее потери, независимо от наличия официального статуса безработного.

Исключение из членов ПрофБюро осуществляется только в случае нанесения ПрофБюро, его членам или сотрудникам (консультантам, преподавателям, администрации и др.) прямого материального или морального ущерба. Трудоустроенные члены ПрофБюро сохраняют или прекращают свое членство в нем исключительно по собственному желанию.

ПрофБюро привлекает к сотрудничеству любые организации и физических лиц, способных внести свой вклад в выполнение миссии и назначения ПрофБюро. С этой целью организации организуется информационная кампания в средствах массовой информации.

Стратегические принципы адаптационной деятельности ПрофБюро:

1. Принцип опоры на лидера, использовать в работе достижения бывших безработных, добившихся успеха в жизни благодаря успешной адаптации.

2. Принцип взаимности, нет адаптации адаптируемого без адаптации адаптирующего.

3. Принцип синергизма". Развивать и использовать способность к эффективному взаимодействию, взаимодополнению сотрудников (консультантов, преподавателей и др.) и членов ПрофБюро, вовлекая их в совместную деятельность по осуществлению адаптации.

4. Принцип безопасности, в ПрофБюро никто и ни в каких целях не может нанести ущерб никому из его членов, сотрудников или гостей. ПрофБюро является моделью общества, построенного на взаимном уважении, признании прав каждого на собственную точку зрения по любому вопросу. Стрессовые и конфликтные ситуации, создаваемые в специальных адаптационных мероприятиях (тренингах и т.п.) профессионалами-психологами (психотерапевтами), должны быть доведены до разрешения каждым участником под руководством и под ответственность тех же специалистов, которые участвовали в их создании. При этом определение срока и формы разрешения указанных ситуаций относится к исключительной компетенции этих специалистов.

5. Принцип максимальной мотивации". Использовать любую возможность для усиления мотивации членов ПрофБюро, особенно, вновь вступивших, к участию в адаптационной деятельности и в иных мероприятиях ПрофБюро.

6. Принцип социальной востребованности продукта. Поддерживать любые мероприятия, кем бы они ни проводились, если они способствуют выполнению миссии системы адаптации, используя средства, допустимые с точки зрения морали и закона.

Наряду с "Бюро найма «Шабашка»" задачи социально-психологической адаптации призвана решать программа “Стрела времени". В арсенале ее средств - совместное планирование работы и отдыха, ежедневное обсуждение хода занятий (квази-рефлексия), упражнения по оценке своих качеств, в том числе, с помощью инвентаризации опыта, упражнения, ведущие к повышению самооценки и т.д.  

 

5. Прелести безработного существования.

Длительное время понятие статуса “безработного” ассоциировалось в сознании людей с видом измученного жизнью, усталого, не востребованного капиталистическим обществом человека. На самом деле статус безработного, в его российском исполнении, может дать человеку определенные преимущества. Прежде всего это пособие по безработице. Согласно закона о занятости (см. 4, ст. 33) размер пособия определяется в зависимости о размера среднемесячной заработной платы по последнему месту работы, но не может превышать размера средней заработной платы по региону - 1209 рублей. (такой размер пособия получают около 6% безработных). Начисление происходит в течении года, но при условии большой выслуги лет оплачиваемый период может продлеваться еще примерно на полгода, и его размер составляет в течении первых трех месяцев - 75% от зарплаты, следующие четыре месяца - 60% и оставшийся срок - 45%. Таким образом если предъявить справку о среднем заработке в 2000 руб., то в конце года размер пособия будет составлять 900 руб., из которых правда будут удержаны все налоги. Это правило с успехом используется определенной категорией граждан примерно по следующей схеме. Происходит трудоустройство на местное предприятие (или на Север), где уже давно не платят, но начисляют большую зарплату и работа там не менее полгода. Затем увольнение, постановка на учет и регулярное получение (начисление) в течении года приличного пособия. Затем схема может быть повторена, главное точно выдержать установленные сроки. Это достаточно выгодно, особенно в сельской местности, где размер средней зарплаты не превышает 600 руб. Даже при условии задержки выдачи пособия деньгами, можно его получить в виде различных материальных ценностей (продукты, вещи, стройматериалы и т.д.).

Анализ категории безработных граждан, получающих пособие, близкое к максимальному показывает, что она перестает быть мобильным резервом рабочей силы в рамках существующего закона о занятости.

Очень выгодно при нахождении на учете в службе занятости долго болеть. Связи с тем, что деньги по больничным листам выплачиваются из фонда социального страхования, срок выплаты пособия может быть продлен на весь период болезни. Есть реальные примеры когда это растягивалось на полгода и более.

Второе, что дает статус безработного - трудовой стаж. Весь оплачиваемый срок засчитывается в трудовой стаж (см. 4, ст. 28). Таким образом можно его иметь нигде не работая.

Еще одним привлекательным моментом нахождения на учете является возможность бесплатно повысить свою квалификацию или получить новую профессии (водителя, оператора ЭВМ, бухгалтера и т.д.) за счет службы занятости. В законе обговорена такая возможность (см. 4., ст. 9). Однако органами службы занятости, с целью повышения эффективности использования получаемых от предприятий средств, направление на обучение ведется только под конкретное рабочее место. Это значит, что гражданин должен сначала найти сам или принять предложение службы занятости о немедленном последующем за обучением трудоустройстве. Данное правило закрепляется трехсторонним договором, по которому служба занятости обязуется оплатить обучение, гражданин пройти обучение, работодатель трудоустроить. В случае нарушения установленных обязательств предусматривается материальная ответственность сторон.

Отдельно стоит остановиться на психологических преимуществах нахождения в образе безработного. Зачастую эти выгоды не осознаются, но тем не менее являются серьезным препятствием на пути изменения создавшегося положения. Это подтверждается данными официальной статистики, из которых можно четко проследить разделение безработных на две категории:, заинтересованных в поиске работы и довольно быстро трудоустраивающихся и хронически безработных (42% безработных в сельской местности и 38,6% по области стоят на учете более 8 месяцев)

Таким образом основной психологической выгодой длительного пребывания в положении хронического безработного является стремление уйти от ответственности за изменение сложившегося положения дел и подтвердить собственную систему мировоззрения.

Технология работы с клиентами службы занятости предусматривает обязательную перерегистрацию в течении двух недель. В этот время ведется выдача направлений для трудоустройства. Клиент имеет право отказаться от предложенного ему потенциального рабочего места. При этом служба занятости не может предложить ему его повторно. Отказ может произойти непосредственно при выдаче направления или при собеседовании с работодателем, о чем последний обязан сделать отметку. При втором отказе к безработному могут быть применена приостановка выплаты пособия сроком на три месяца. Это правило не действует, если от кандидата отказывается работодатель. Поэтому достаточно повести себя соответствующим образом и от вас обязательно откажутся.

Все это называется вторичными выгодами, осознанно или бессознательно удерживающими гражданина в положении “официального” безработного. Естественно, что при трудоустройстве, все это теряется. Поэтому очень важным моментом в работе специалистов «АС» с рекрутом является выяснение, что потеряет человек в результате трудоустройства. И часто, с точки зрения клиента, потери оказываются значительными.

 

 

6. Как найти выход из тупика?

 

Существует масса разных способов адаптации к сложившейся ситуации. Все они сводятся в общем к одной простой истине: необходимо настраивать свой мозг как радиоприемник - на нужную волну. Суть метода «АС» в следующем: мозг - хозяин ситуации, именно он управляет каждой клеткой нашего тела. Получается, если мы начали заболевать, то лишь потому, что попросту «разрешили» себе заболеть, а если потеряли работу значит давно были готовы ее оставить. Но достаточно сконцентрироваться, представить себя молодым и сильным - болезнь отступит, представить что жизнь ждет от вас подвига и дело придет само. Главное лекарство, по методу «АС», - наши воплощенные мечты. Например, вам мешает лишний вес, а сидеть на диете не хватает силы воли. Выход есть - изо всех сил представляйте себя дюймовочкой с тонкой талией. И через некоторое время вы действительно начнете худеть. Вам катастрофически не хватает рабочих отношений, начните мечтать о том, что вы великолепный специалист своего дела и дело вас найдет. Фантазии могут вылечить нас от несчастной любви, запоев или гриппа, от безделья и безработицы.

Специалисты «АС» помогут вам запрограммировать мозг на отказ от алкоголя, выправить походку модели или даже изменить то, что вроде дано от рождения, например, почерк, а уж найти достойное дело для вас это просто побочный эффект. Мы считаем, что Счастливым может быть любой человек, независимо от количества денег в кошельке, красоты и других обстоятельств.

- Мозг можно отрегулировать. Разные эмоциональные состояния - чувство страха или радости - очень просто создавать себе самому. Главное - понять, что именно делает тебя счастливым, и мысленно «погрузиться» в эту ситуацию.

Древние говорили: «Какой характер - такая и болезнь!»

- У всех людей разные картины мира. Если человек несчастен - мир ему представляется в черном цвете. Наша задача - не изменить эту картинку, а достроить, дорисовать ее, добавить в мрачное сознание радужных красок.

Несчастный человек здоровым не будет. Организм нельзя обмануть: нельзя вылечить человека до конца, не изменив ему характер. Есть даже понятие такое - характер язвенника (нервный, легковозбудимый). Те, кто всего боится, должны думать о своих почках. У злых людей уязвима печень.

Основа всей жизни - эмоции, это наш «аквариум», в котором мы каждый день плаваем, как рыбки. Если изменить эмоциональный фон - уйдут и застарелые болезни, душа наполнится радостью творца и безработица будет забыта как дурной сон.

Советы по достижению личного счастья

1. Думать о хорошем

Наши ощущения - вещь настолько тонкая, что порой мы не можем понять: а с чего это вдруг начинает портиться настроение, когда мы попали, допустим, на улицу Пушкинскую, и вдруг стало грустно? А вспомните: вы же три года назад гуляли в этих местах с девушкой, которая потом бессовестно вас бросила. Вы уж и думать про нее забыли, а подсознание возвращает ситуацию, и настроение невольно портится. Самый простой способ переключить негатив на позитив - «реабилитировать» эти места, и прийти сюда еще раз с каким-нибудь приятным человеком, и выпить здесь чаю, и вслух сказать себе, что жизнь удалась.

2. Купить знакомые духи

Нужно ценить любую мелочь, которая делает вас счастливее. Помните, вы перед поездкой в Ялту купили себе дивные французские духи и, когда гуляли по набережной, за вами тянулся тонкий ароматный шлейф, и солнце искрилось в море, и поклонники вились стаей. Ага, вспомнили? Срочно покупайте точно такие же духи, пусть этот шлейф хорошего настроения тянется за вами по сумрачным отечественным улицам - пасмурную осень пережить будет проще.

3. Как следует выспаться

Надо дать возможность организму выйти из депрессии, и сон - очень хороший в этом помощник. Важно засыпать до 10 вечера - в промежуток до полуночи лучше всего восстанавливаются силы.

4. Долой ночные кошмары!

Перед сном не нужно смотреть или читать то, что может вас расстроить. Сон - это утилизация впечатлений, полученных за день, время, когда мозг анализирует события минувшего дня. Помечтайте, подумайте о хорошем, почитайте на ночь любимую книгу.

5. Не забывайте позавтракать

Голодный человек - злой человек. Заметили, как портится характер у сидящих на диете? Есть продукты, которые быстро повышают настроение на гормональном уровне: груши, бананы, шоколад.

6. Не считайте себя жертвой

Люди по отношению к жизни делятся на:

- созерцателей - «моя хата с краю»;

- агрессоров - «все хотят мне зла, но я их замочу»;

- страдальцев - «я жертва, меня все используют».

Все это не годится: лучше быть активно-действенным человеком. Не сидеть и не ждать, пока с вами «несправедливо обойдутся», а самому сделать какое-то усилие по улучшению собственной жизни. Купить пушистый плед, сходить в кино на хороший фильм, помириться с коллегой из соседнего отдела. Важно помнить: не бывает безнадежных ситуаций, есть только пути их решения - нормальные и не очень.

7. Позвоните родителям

И другим любимым людям, и скажите им, что вы их любите. Вообще любые эмоциональные посылы, которые мы отправляем в мир, возвращаются к нам бумерангом. Так что лучше уж дарить окружающим любовь и тепло, а не презрение и ненависть.

8. Помогите ближнему

Жалея других, мы забываем, что у нас самих все плохо.

9. С собственным мозгом нужно говорить на понятном языке

Для начала нужно выяснить, кто вы:

- визуал - главный орган чувств - глаза;

- аудиал - важнее всего слух;

- кинэстетик - эмоционально-чувственное восприятие мира через ощущения, прикосновения, запахи.

Закройте глаза и постарайтесь ни о чем не думать. А теперь вспомните: о чем вы все-таки думали? У одних перед глазами возникнет красочная картинка, другие услышат музыку, третьи представят что-нибудь, связанное с пространством: например, пустой мешок или невесомость. Исходя из этого, можно определить главный подходящий для вас способ подъема настроения. Условно говоря, визуалам - поход в театр, аудиалам - диск с любимой музыкой, кинэстетикам - ароматная ванна и пушистая пижама.

10. Коллекционируйте приятные воспоминания

И любые ситуации, где вы были на вершине счастья. В этот момент можно сделать себе «якорь», как говорят психологи. Например, ущипнуть за крайнюю левую косточку правой руки. Тело это запомнит, и при повторении этого действия у вас опять возникнет ощущение счастья.

Как только вы справились с ситуацией можно начать заботится о будущей работе.

Сначала четко сформулируйте требования к своей будущей работе. После этого обратитесь к своим друзьям, родственникам и знакомым, к знакомым своих знакомых и друзей. Используйте любые встречи, вечеринки и прочее для поиска вакантного рабочего места. Ищите самостоятельно. Обращайтесь непосредственно в отделы кадров предприятий и организаций.

Посещайте ярмарки вакансий, которые устраивает ежемесячно Комитет труда и занятости. О месте и времени их проведения можно узнать из объявлений в газетах.

Обратитесь в выбранное вами отделение службы занятости или в агентство по трудоустройству.

Ищите информацию о вакансиях в специализированных газетах.

Составьте рекламную информацию о себе и разместите в разделах «Ищу работу» в газетах в зависимости от ваших возможностей.

Пройдите переобучение на профессиональных курсах, которые одновременно с обучением содействуют трудоустройству.

Разошлите резюме по факсу, предварительно составив список номеров факсов, по которым необходимо послать свое резюме. Для составления этого списка используйте газеты, различные справочники и тому подобные издания. Если у вас нет факса, обратитесь в районное отделение связи или на Главпочтамт.

В настоящее время появилась возможность дать информацию о себе в глобальной компьютерной сети Интернет. Такой путь позволяет узнать о вас широкому кругу работодателей. Рекламу такого рода услуг печатают специализированные издания.

Во время поиска работы проявляйте творчество, не стойте на месте, а главное, не теряйте оптимизма. Но прежде «создайте себе лицо». Помните, ваш внешний вид, манера держаться, уверенность в себе помогут добиться положительных результатов. Не стесняйтесь слов: «Умею! Знаю! Могу!»

 

Практические рекомендации по составлению резюме. Собеседование

 

Резюме — это краткое описание вашей трудовой жизни. Именно краткое и информативное. Работодателя не будет интересовать ваша личная биография. Его интересует, какую пользу вы можете принести фирме. Учитывая это, вы и должны строить свое резюме.

Оно должно быть не более двух страниц отпечатанного текста и отвечать основным требованиям:

1.                       краткость (отсутствие лишних слов, непонятных сокращений);

2.                       конкретность (отсутствие информации, не имеющей прямого отношения к работе, которую вы ищите);

3.                       точность и ясность в изложении мысли;

4.                       избирательность (тщательно отбирайте информацию; если не можете сами, пусть вам помогут родственники, друзья, знакомые);

5.                       честность (отсутствие недостоверной информации);

6.                       грамотность;

7.                       внешний вид (хорошая белая бумага, соблюдение правил оформления документов, красивое оформление).

Если резюме занимает больше одной страницы, в конце страниц указывается, что продолжение находится на следующем листе, а на всех листах, кроме первого, сверху печатается номер листа и указывается фамилия.

Если по объему у вас получилась одна неполная страница, расположите информацию так, чтобы все страницы были полностью заняты текстом.

Избегайте пассивных форм построения фраз (пишите: выполнил эффективно... освоил новые... сэкономил... и т.п.); не забудьте про ваши достижения (получил повышение в должности... и т.п.).

По необходимости можно перевести ваше резюме на английский язык.

Для тех, кто не имеет опыта работы, рекомендуется указывать изучавшиеся предметы (особенно те, в которых были достигнуты наибольшие успехи), хорошие и отличные оценки, награды на олимпиадах и конкурсах и т.п.

Сообщая уровень владения компьютером, уточните, в каких операционных системах и программах вы работали.

Не давайте подробный почтовый адрес предприятий, на которых вы работали, укажите их название и город, в котором они находятся.

В заключение не забудьте поставить дату составления резюме и подпись.

Необходимо помнить, что резюме нужно для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Резюме должно включать: личные данные — фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, телефон, семейное положение, наличие детей, гражданство, почтовый адрес, знак зодиака (некоторых работодателей этот вопрос интересует).

Кратко сформулируйте цель в поиске работы — пишите, какую работу можете и хотите делать.

Укажите, что, когда и где вы окончили (вуз, профессиональные курсы и т.п.). Можно указать оценки и награды по тем направлениям, которые соответствуют вакансии, которую вы ищите.

Место работы, занимаемые должности, должностные обязанности пишутся в обратном хронологическом порядке (от последнего места работы и до первого. Рекомендуется ограничиваться 7-10 последними годами).

Не забудьте указать, по какой причине вы меняли место работы: пример — «причина увольнения — собственное желание» и т. п.

Пример.

май 1998 г. — по настоящее время — закрытое акционерное общество «Виктория», менеджер — отдел продаж, составление и заключение договоров, работа с крупными заказчиками, руководство сотрудниками внутри отдела. За это время заключил 18 крупных контрактов в регионах страны и т.д.

1992 — 1998 гг. — ТОО «Акциз», заместитель коммерческого директора, коммерческие операции с недвижимым имуществом. Осуществил ... количество сделок.

Дополнительные умения и знания: владение иностранным языком, навыки работы с компьютером с указанием программных средств, наличие водительских прав, владение офисной оргтехникой (какой), машинописью, знание делопроизводства и т.п. В этот пункт включается все, что повышает вашу ценность в глазах работодателя.

Круг ваших интересов: спорт, различные увлечения и т.п. Возможно, указать здесь ваши достижения в том или ином увлечении, если они имеются.

Дополнительные сведения о себе: энергичны, работоспособны, коммуникабельны, ориентированы на карьеру и т.д. В этом случае только не переборщите.

Рекомендации, данные вам с предыдущих мест работы (если имеются): фамилия, имя, отчество того, кто дал рекомендацию, его должность и как с ним связаться, предварительно необходимо сообщить этому человеку, что его могут побеспокоить по данному вопросу. Дата составления резюме и подпись.

Резюме также может включать:

сведения об общественной деятельности и членстве в профессиональных объединениях;

сообщения о воинской службе;

указание готовности к разъездам и смене места жительства;

указание готовности к работе с ненормированным рабочим днем.

В рекомендации сообщаются только факты: что именно выполнял, основные достижения, как вы проявили себя. Рекомендации подписываются человеком, возглавляющим организацию. Выпускник вуза может взять рекомендацию от декана факультета или от научного руководителя.

Если вы считаете необходимым воспользоваться услугами по составлению резюме, которые оказывают кадровые агентства, их адреса вы найдете в объявлениях в специализированных газетах. Агентства также помогут перевести резюме на английский язык, разослать его в интересующие вас фирмы, опубликовать в специальных разделах газет и журналов, предложить по вашим данным вакантное место.

Некоторые издания публикуют бланки резюме. Заполняйте его и отправляйте по указанному адресу. Это дополнительный шанс к поиску места работы.

Собеседования можно разделить на несколько типов.

Отсеивающее собеседование нужно рассматривать как предварительный разговор, после которого лишь некоторые, претендующие на определенную вакансию, будут приглашены на следующее собеседование.

Отборочное собеседование — это решающая беседа, в которой работодатель оценивает вашу квалификацию по диплому и по опыту работы, вашу решимость и цели, движущие вами мотивы, ваши возможности и тому подобное. Этот вид собеседования самый подробный и наиболее глубокий из всех.

Групповое — тот случай, когда собеседование с вами ведут несколько представителей фирмы. Бояться этого не стоит, лучше мобилизуйте свое внимание.

Серийное — речь идет о серии разнотипных собеседований с разными людьми — от рядового сотрудника отдела кадров до руководителя фирмы.

Разведочное собеседование — соискатель сам обращается в заинтересовавшую его фирму и хлопочет о том, чтобы его пригласили на собеседование для выяснения, насколько заинтересовавшая его фирма подойдет ему в качестве возможного места работы. В этом случае необходимо оставить о себе хорошее впечатление, и, когда появится вакансия, вас вспомнят.

К собеседованию по телефону нужно отнестись серьезно, поскольку вас будут оценивать на основании тех сведений и впечатлений, которые удастся извлечь из беседы.

Гражданину, идущему на собеседование, необходимо помнить:

-               Наведите предварительно справки о должности, организации или сфере деятельности.

-               Прорепетируйте с помощью друзей, как вести себя во время собеседования, чтобы научиться снимать нервное напряжение и скрывать нежелательные привычки.

-               Расспросите о том, как проехать к организации.

-               Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным временем для собеседования.

-               Постарайтесь договориться о проведении собеседования таким образом, чтобы вас не волновало, сколько времени вы на него истратите.

-               Заблаговременно подтвердите договоренность о встрече.

-               Идите на собеседование самостоятельно, без друзей и членов семьи.

-               Придите на собеседование заблаговременно.

-               Имейте наготове адреса рекомендующих вас лиц.

-               Известите рекомендующих вас лиц о возможности обращения к ним с вопросами относительно вас. Используйте связи для получения нужных сведений.

-               Научитесь определять различные типы собеседования, чтобы знать, чего следует ожидать.

-               Перед встречей продумайте вопрос о заработной плате.

-               Отнеситесь к секретарю или администратору с уважением.

-               Запомните, как кого зовут, и кто какую должность занимает.

-               Говорите правду и преувеличивайте только в том случае, если можете доказать свои утверждения.

-               Избегайте ответов-штампов.

-               Старайтесь казаться разборчивым, даже если вы очень боитесь упустить предлагаемое место.

-               Будьте готовым к разговору о вашем прежнем работодателе, даже если вам с ним не повезло.

 

Будьте готовы к тому, что у вас будут брать интервью и делать это будет профессиональный психолог. Боятся этого не стоит. Между тем необходимо понимать сам процесс интервью и чутко реагировать на вопросы задаваемые в ходе проведения собеседования.

В психологии под интервью понимают метод сбора информации, когда анализируются речевые высказывания и другие доступные наблюдению реакции интервьюируемого в ходе специально организованной с ним беседы. В повседневной жизни человека, способного с ходу понять, «чем дышит» собеседник, мы называем проницательным, тонким психологом. Развитое у психолога «чутье на людей» как характеристика природного ума, как врожденное качество — это явление, которое действительно имеет место быть. Однако таких самородков среди проводящих интервью с кандидатами не так много, как хотелось бы. Поэтому, даже если руководители приглашают для такой работы специально обученный персонал, результат бесед бывает разный: или хороший специалист не получит работу, или возьмут на работу человека, не соответствующего должностным требованиям.

Каковы же реальные перспективы пройти интервью как метода получения достоверной информации о вас, не переоцениваем ли мы его возможности?

Но сначала несколько более подробно о самом методе.

В самом общем виде можно говорить о двух базовых формах интервью — жестком (структурированном) и свободном. Жесткое интервью проводится по заранее подготовленному плану, т. е. имеется фиксированный перечень вопросов и их последовательность. Вопросы сгруппированы по блокам, например «образование», «профессиональная деятельность», «мотивация и ценностные ориентации», «личностные качества и внутренний мир» и т.п. Такой вид собеседования скорее можно использовать для получения информации о личностных или профессиональных качествах кандидата. Свободное интервью больше напоминает беседу, где роль рассказчика принадлежит кандидату, а работодателю остается лишь слушать и задавать уточняющие вопросы. Наибольшие возможности, на наш взгляд, открываются при использовании комбинированного интервью, так как это позволяет получить как проективную информацию о кандидате в ходе свободного рассказа о себе, так и конкретную, однозначную информацию с помощью лобовых и каверзных вопросов.

В структурном отношении в любом интервью можно условно выделить три части:

а) налаживание контакта, установление доверительности в отношении;

б) получение основной информации об интервьюируемом;

в) выход из интервью.

Как правило, беседа начинается с вопросов о биографии кандидата или вопросов, не связанных напрямую с его будущей работой, чтобы снять напряжение, возникающее в первые минуты общения с незнакомым человеком. Существенно, также, что доверительная беседа способствует получению достоверной информации. Когда кандидат почувствует себя увереннее, работодатель переходит к более сложным вопросам. Однако помните, что рассказ о себе — это та часть интервью, которая предназначена для получения существенной информации, на основании которой формируются уточняющие вопросы. Именно на них и держится жесткая часть, представляющая собой ядро собеседования. На основании полученной в свободной беседе информации проводится более подробное исследование личностных и профессиональных качеств кандидата. И, наконец, когда вся необходимая информация получена, следуют расслабляющие вопросы, обеспечивающие мягкий плановый выход кандидата из интервью, например об увлечениях, отдыхе и т.п.

Ответ на вопрос о возможности интервью как метода получения достоверной информации находится в тесной зависимости от того, как решается задача интерпретации полученных в ходе интервью данных. Здесь имеют место две проблемы. Первая связана с достоверностью полученной информации, с тем, в какой мере можно доверять полученным ответам. Для того чтобы сделать выводы об этом, нужно, как минимум, чтобы эти ответы были зафиксированы каким-либо способом: письменно, на аудио- или видеомагнитофонной ленте. Необходимо определить ведется ли запись интервью и соизмерять свои ответы на задаваемые вопросы. Помните - типичная ошибка работодателей — отсутствие каких-либо записей вообще и ориентация при принятии решения о найме на личное впечатление. Записи позволяют вернуться к ответам кандидата, взвесить их правдивость, принять решение о степени надежности, полученной в ходе интервью информации. Вторая проблема связана с квалификацией лица, которое будет проводить интерпретацию результатов, принимать решения о том, что означает тот или иной ответ кандидата.

И все же, что делать, если работодатель, например, принимает на работу финансового менеджера, а сам имеет об этой деятельности лишь общее представление? Полнота и правильность ответов, оцененная экспертами, — залог адекватного решения при определении квалификации специалиста. Но не следует забывать, что конечная цель интервью — не получение информации о кандидате, а заполнение вакансий необходимым компании персоналом. Здесь возникает тонкий момент: все сделано правильно, результаты интервью проинтерпретированы, а вот с решением о найме никто не торопится. Отчасти это проблема делегирования прав и обязанностей, и того, как она решается в той или иной компании. Кандидаты часто сталкиваются с этой проблемой: беседует с ними один человек, а принимает решение о найме другой — критерии отбора совпадают. На наш взгляд, это связано и с некачественным предоставлением результатов интервью. Особенно если вместо них предъявляют «впечатление». К сожалению, сейчас интервью чаще напоминают смотрины, где личное отношение к кандидату ставится выше его профессиональных качеств. Правда, в этом случае интервью ничем не отличается от разговора.

Основная часть интервью представляет собой специально подобранные вопросы, которые сконструированы так, что позволяют получить существенную информацию о кандидате. Часть этих вопросов — провокационные. Отвечая на них, кандидат как бы привносит в содержание ответа только ему присущее видение той или иной ситуации, отношение к той или иной проблеме. В этом и проявляется его подлинная индивидуальность, его внутренний мир, который так интересует работодателя. Другие вопросы, откровенно лобовые, ставят кандидата в положение, когда круг возможных ответов жестко предопределен. Именно такие вопросы вызывают наибольшее затруднение. Кандидат оказывается в ситуации морального выбора: ответишь прямолинейно — навредишь себе, ответишь неискренне — можешь попасть в ловушку. Но давайте перейдем к рассмотрению конкретных примеров.

Предположим, что вам задали вопрос: «За что вас критиковали в последние четыре года?» Ясно, что развитие ответа на этот вопрос приведет к тому, что работу вы, скорее всего, не получите. Ну и как же ответить на него? Менеджерам рекомендуем следующий ответ: «За чрезмерную требовательность к подчиненным». Тем же, у кого подчиненных нет, можем посоветовать следующее: «За то, что не успевал выполнять свои служебные обязанности в рабочее время и был вынужден задерживаться после работы». Почему следует отвечать так. Предполагается, что работодатель вряд ли надеется получить на этот вопрос достоверный ответ. Предложенный ответ свидетельствует о том, что, следуя правилам игры, вы избрали тактику, которая не может повредить вам, вы даете работодателю понять, какой вопрос, такой и ответ. Пусть простит нас работодатель за подобные рекомендации, но, право, насколько откровенны были бы вы, когда решается ваша судьба?

Еще один вопрос: «Какие из своих должностных обязанностей вы выполняете с наибольшим удовольствием?» Вопрос явно провокационный. Основная его идея состоит в том, что, увлекшись описанием должностных обязанностей, вы раскроете личностно значимые для вас ценностные ориентации. Предлагаем к ответу подойти формально. Менеджерам советуем ответить так: «Больше всего мне нравиться поощрять подчиненных за хорошо выполненную работу». Думаю, большинство управленцев согласятся с вами, что это одна из самых приятных обязанностей. Поэтому ответ выглядит как вполне правдоподобный.

Тем же, у кого подчиненных нет, можно порекомендовать следующий ответ: «Мне нравится решать новые задачи, где может быть задействован мой личностной потенциал, и, есть возможность проявить себя». Оба ответа сильно нагружены по фактору социальной желательности, но выглядят как весьма вероятные, поэтому будут приняты.

Более сложный вопрос: «Назовите три ситуации, в которых вам не удалось добиться успеха». Чем сложен этот вопрос? Ясно, что откровения по этому поводу изначально будут характеризовать вас негативно и поставят под сомнение, как ваш профессионализм, так и возможность найма. Не стоит приводить примеры, имеющие отношение к вашей карьере. Лучше расскажите пару историй, которые произошли с вами либо на отдыхе, либо в другой нейтральной ситуации.

Или вот другой вопрос: «Мы все временами привираем. Можете ли вы сказать что-нибудь, что не совсем соответствует истине? Приведите три примера, когда вы это делали?» На наш взгляд, это более легкий вопрос, чем предыдущий, так как он оставляет больше свободы для достоверного ответа. Наверное, стоит вспомнить о юморе: «Да, конечно, такое случается. Когда моя дочь спросила, откуда берутся дети, мне пришлось сказать ей, что детей находят в капусте». Я думаю, что работодатель будет удовлетворен вашим ответом, так как, во-первых, вы сказали правду, а во-вторых, у вас есть чувство юмора — свидетельство интеллекта. Ну а если он спросит вас: «А еще два примера?», — то это уже определенным образом характеризует работодателя.

К интервью (собеседованию) следует готовиться заранее.

Во время собеседования:

-               уместно уточнить и дополнить ранее полученные сведения о будущей работе;

-               поинтересуйтесь, кому вы будете подчиняться, и кто будет подчиняться вам;

-               выясните, какими ресурсами вы будете располагать на новой работе. Иногда работодатель ставит перед приглашаемым работником очень серьезные задачи, не обеспеченные реальными ресурсами для их решения;

-               спросите, будет ли вам дано право самому принимать решения, и в каких пределах;

-               узнайте возможности повышения квалификации и перспективы роста;

-               попросите показать ваше рабочее место; уточните свои будущие рабочие часы, рабочие и выходные дни, продолжительность отпуска, время обеденного перерыва и то, как организовано питание в перерыв;

-               очень осторожно, не торопясь, выясните о дополнительных выплатах и льготах.

После окончания собеседования следует поблагодарить того, кто с вами беседовал. Выразите заинтересованность в получении данного места и желание работать в этой организации.

Самое тяжелое испытание — это ожидание результатов собеседования. Надейтесь на благополучный исход, но не забывайте, что вы не одни претендуете на вакантное место. Думайте о следующем шаге в поиске работы, чтобы неудача не застала вас врасплох.

 

Правила создания собственного образа.

 

Мы живем в мире, где реалиями стали сокращение производства одних отраслей, расширение других, не востребованность профессий, еще не так давно имевших большой спрос. Безработным в такой ситуации может стать каждый независимо от пола, возраста, образования, опыта работы и т. п.

Основной психологической проблемой, затрудняющей трудоустройство этих лиц, является «синдром безработного», который выражается в утрате внутреннего психологического комфорта и ярком проявлении внешних признаков психологического неблагополучия.

На людях «синдром безработного» проявляется в ожесточении поведения и общения, агрессивной мимике и пантомимике, повышении невротических реакций на внешние раздражители и, как следствие, усилении беспричинной конфликтности. Внешний облик отражает не только внешние данные, не только характер, темперамент и другие психологические особенности, но он еще довольно определенно очерчивает и социальную роль человека.

Поэтому одним из важных моментов, повышающих конкурентоспособность человека на рынке труда, является работа над собственным имиджем. Если вы желаете получить работу, закрепиться на новом месте, а тем более достичь успехов в профессиональной деятельности, имидж является одним из важнейших условий успешной профессиональной деятельности и показателем возможностей личности.

Тяжело работая, человек может и не получать продвижения по службе, поскольку хорошее выполнение работы и есть то, за что работнику платят. За карьеру сегодня отвечает сам человек, а не организация. Знание того, где и как можно себя подать, столь же важно, как и преобразование себя в нужный кому-то продукт.

Есть множество путей к вершинам карьеры. Некоторые из них строятся на имидже. То, как человек представляет себя внешне, может подтвердить или опровергнуть то, что ожидается от высококвалифицированного специалиста.

Есть несколько причин, по которым имидж является важной составляющей в поиске работы и росте карьеры:

1.                       личный стиль влияет на тех, кто принимает решения в вопросах приема на работу и профессионального роста;

2.                       мы верим тому, что нам демонстрируется;

3.                       мы все занятые люди и основываемся на первом впечатлении;

4.                       от нас ждут, что мы будем действовать как представители своей профессии или организации;

5.                       нет другого пути выделить лучшего среди равных.

Первое впечатление имеет особый смысл, поэтому гражданам, ищущим работу, нужно придавать значение любой детали.

У соискателя на вакансию не будет возможности получить второй раз право на первое впечатление. Нужно подать себя правильно сразу, поскольку очень тяжело исправить неудачное первое впечатление.

У 90% людей, встретившихся впервые, мнение о собеседнике формируется в течение первых минут (секунд). И основывается оно на внешности, физических характеристиках, вашем облике, языке тела, одежде, прическе, что может привести к ошибке при оценке ваших деловых и личных качеств. Вот данные респондентов, оценивших значимость восприятия при первом впечатлении:

Внешность 55 %

Голос 38 %

Содержание 7%

Исследования показывают, что новая информация получается нами в процессе синтеза чувств приблизительно в такой пропорции:

Зрение 75 %

Слух 13%

Прикосновение 6 %

Запах 3 %

Вкус 3%

Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия.

 

Компоненты имиджа

 

Визуальные элементы: мимика и пантомимика (эмоциональные реакции); состояние (ухоженность: волосы, кожа, руки и т.д.); физические данные и поддержание формы тела; индивидуальный стиль (умение одеваться); изысканные манеры (воспитанность); этикетная нормативность (умение вести себя в обществе); осанка; искусство контакта взглядом.

Осязательный элемент: индивидуальное психологическое пространство (проксимика); рукопожатие; физический контакт.

Аудиальный элемент: паравербальный фактор (данные голоса); вербальный фактор.

Обонятельный элемент: запах (использование духов, дезодорантов и т.д.); наши естественные запахи.

Для того чтобы быть конкурентоспособным на современном рынке труда, необходимо овладевать новыми технологиями само имиджирования.

Существует огромный перечень профессий, где на успех дела во многом влияет соблюдение привлекательного имиджа. При этом имидж имеет двойное действие. Во-первых, он производит впечатление на окружающих, «впечатывая» в них определенное сообщение о персоне. Во-вторых, он воздействует и на самого человека, формируя стойкое представление о собственной личности.

Специалисты по кадрам отмечают следующие ключевые факторы, создающие благоприятное впечатление во время собеседования.

Для мужчин: хороший костюм; аккуратность; подтянутый и здоровый вид; модный дипломат или портфель.

Для женщин: элегантная одежда; хорошая форма и здоровый вид; привлекательная прическа; тонкий макияж.

Многим актерам, для того чтобы как следует вжиться в сценическую роль, до конца прочувствовать ее, необходимы соответствующий костюм, грим, реквизит. Осознаем мы или нет, но в жизни происходит точно так же. Правильно сформированный профессиональный имидж по сути дела становится символом профессии и реально помогает добиться успеха, вызывая у окружающих (руководителя, коллег, клиентов) позитивные чувства. Такое неосознанное одобрение возникает потому, что человек соответствует представлениям людей об идеальном образе специалиста в той или иной профессии.

Считается, что, для того чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, обладать убедительным имиджем («да, она настоящий бухгалтер», «это действительно отличный секретарь-референт», «она прирожденный работник сервиса» и т.п.).

Формируя свой имидж, человеку недостаточно знать, что ему следует изменить в облике, когда и что ему одевать. Важным моментом в технологии само имиджирования являются целостность восприятия собственного образа, формирование адекватной самооценки, знание особенностей своего характера с опорой на его сильные стороны.

Поскольку движения, жесты и слова в основном определяют, как вас воспринимают другие, давайте рассмотрим правила, от выполнения которых зависят первые впечатления, производимые нами на других.

1. Ваши первые десять слов должны быть очень важными. Наиболее эффективным средством быстрого взаимопонимания будет выражение благодарности.

-               «Спасибо, что вы нашли время для встречи со мной этим утром, господин Иванов».

-               «Я очень рад встретиться лично с вами, госпожа Смирнова».

-               Это прекрасные образцы выражения благодарности во время первой встречи. Вы также можете успешно пользоваться этим правилом и при встречах с людьми, которых уже знаете.

-               По возможности в — первых 10 — 12 словах беседы обратитесь к тому, с кем вы разговариваете, по имени.

-               Не секрет, что большинство из нас настраивается на беседу, услышав собственное имя. Нам всем приятно, когда нас узнают лично, пусть это даже небольшое внимание. Итак, начинайте разговор с благодарности, называя человека, с которым вы разговариваете, по имени.

2. Обратите внимание на других. Смотрите в глаза. Улыбайтесь. Вы можете выражать как энергию и решительность, так уныние и депрессию. Подумайте, что вам больше понравится: встреча с женщиной, которая выглядит не спавшей всю ночь, или же с улыбающейся женщиной с блестящими глазами. Ваше энергичное поведение демонстрирует вашу уверенность в себе. Улыбайтесь. Будьте подвижны. Будьте уверены. И людям это понравится. Попробуйте. Это действует.

3. Обратите внимание на походку. Входите ли вы в здание, где находится офис, где вы хотели бы работать или идете на встречу с работодателем, добавьте упругости в ваш шаг. Входите энергично, живо. Большинству из нас нравится общество энергичных людей.

4. Обратите внимание на свой внешний вид. Вы должны быть аккуратно причесаны, прическа должна соответствовать чертам лица. Украшения должны соответствовать событию и ситуации. Качество украшений и аксессуаров часто воспринимается как отражение вашей сущности. Обувь всегда должна выглядеть, как новая. Женщины должны помнить о том, что колготки со спущенными петлями портят впечатление. Всегда держите в сумочке запасную пару на всякий случай. А что касается мужчин, пожалуйста, учтите, что большинству женщин понравится часть голой ноги, но не тогда, когда на вас брюки. Надевайте носки, закрывающие ваши икры.

5. Следите за правильностью вашей речи. Неправильная речь выдает недостатки вашего воспитания, характеризует ваше окружение. Для контроля своей речи советуем приобрести справочник или орфографический словарь. Употребляйте слова соответственно ситуации.

6. В то время как смех может быть лучшим лекарством от многих болезней, хихиканье может быть явно раздражающим фактором. Некоторые люди хихикают, стараясь заполнить паузы или сгладить неловкие моменты. Вместо этого лучше выдержать паузу. Хихиканье — это непривлекательная привычка.

7. Единственно оправданная форма прикосновения друг к другу во время общения — рукопожатие. Пока вы не установили доверительные отношения, похлопывание, подталкивание локтем или легкое прикосновение могут быть восприняты как навязчивые действия. Не распускайте руки.

8. Не прячьте руки. Исследования в области этикета показали, что руки, лежащие на столе, более привлекательны, чем засунутые в карманы. Когда ваши руки спрятаны, это наводит на мысль, что вы говорите не все. Если вы относитесь к тем, кто не может разговаривать без использования рук, то вам повезло. Другим можно пожелать выработать такую привычку. Если только не перебрать, то дополнительные жесты помогут вам казаться энергичным, полным энтузиазма человеком. Но если вы все же не склонны к жестикуляции, то хотя бы держите руки на виду.

9. Устанавливайте зрительный контакт. Невозможно переоценить важность этого правила. Смотря прямо глаза, вы достигнете трех целей: произведете впечатление уверенного в себе человека, человека со здоровым самомнением; вас воспримут как хорошего слушателя; вам, вероятно, окажут такое же вежливое внимание, когда вы будете говорить.

10. Улыбка посылает другим сигнал о том, что их поняли. Улыбка в действительности стоит тысячи слов, может быть, даже больше. Улыбающийся человек уверен в себе, и эта уверенность необходима ему для того, чтобы тонко и адекватно воспринимать других, а это — реальный путь к самоутверждению, особенно в деловой сфере.

11. Если вы встречаете кого-либо в первый раз, то принято представляться, называя свои имя и фамилию. Если вы встречали человека раньше, но предполагаете, что он или она могут не помнить вашего имени, постарайтесь избежать возможного замешательства и вновь представьтесь. Например: «Я — Иванова Марина. Мы встречались на семинаре по толерантности и разрешению конфликтов. Так приятно видеть вас снова». Даже если человек не помнит вашего имени, вы дали ему великолепную возможность схитрить и произнести в ответ: «Конечно, я помню вас, Марина. Я рад увидеть вас снова».

Образ создан, резюме написано, мысли собраны и вы готовы к неожиданностям…

Теперь вы все знаете, все умеете, но все равно ничего не получается. Работа так же далека от вас как луна. Тогда вам просто необходимо пройти психотренинг, включившись в деятельность «Армии самоспасения»

 

Найти нас просто! Позвони куратору одной из групп самоспасения.

Например 8-906-524-6792 спроси Евгения и он направит тебя в группу единомышленников, где ты сможешь найти понимание и возможно хорошую работу.

 

 

 

Hosted by uCoz